Самоанализ



САМОАНАЛИЗ  РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ СИМАКОВОЙ ЛЮДМИЛЫ БОРИСОВНЫ
 Профессиональная деятельность в должности «воспитатель» строится мною  с учётом требований профессионального стандарта. Воспитательная работа основывается на шести компетентностях:
·        Компетентность в области личностных качеств.
·        Компетентность в постановке целей и задач воспитательной деятельности.
·        Компетентность в мотивировании школьников на выполнение воспитательных целей и задач.
·        Компетентность в разработке программ и принятия педагогических решений.
·        Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
·        Компетентность в организации воспитательной деятельности.

Компетентность в области личностных качеств.
 В своей работе всегда основываюсь на понимании детей, сопереживаю им, определяю их эмоциональное состояние с учётом здоровья (в классе есть дети с различными нарушениями здоровья). В своей профессиональной деятельности стремлюсь анализировать свои действия и поступки, чтобы глубже понимать состояние детей и их родителей, как воздействует моя работа как воспитателя на них. Это помогает скорректировать педагогическую деятельность, служит источником саморазвития. Как результат-все обучающиеся и их родители, коллеги по работе  всегда обращаются ко мне за помощью и советом.

Компетентность в постановке целей и задач воспитательной деятельности.

При подготовке и проведении воспитательной работы с учащимися ставлю цели и задачи с учётом их возрастных особенностей.
При подготовке к созданию программы  воспитательной  работы с учащимися 5 класса(2009 год)были  изучены труды ведущих педагогов и психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И.Уманского, О.С. Газмана, И.С. Якиманской об изменениях, происходящих с детьми в подростковом возрасте. На  основе научных исследований учёные-педагоги выделили основное новообразование подросткового возраста – возникновение и формирование чувства взрослости, а также ведущую деятельность данного периода, в которой и происходит формирование основного новообразования – общение. Таким образом, подтвердилась гипотеза, сформулированная впервые еще Л.С. Выготским, о том, что центральным новообразованием подросткового возраста является самосознание. Особой формой самосознания в подростковом возрасте является чувство взрослости.
  Поэтому вся Программа работы с учащимися изначально была  ориентирована на развитие самосознания учащихся, на формирование мотивов развивающей деятельности на основе рационального прогноза.

Компетентность в мотивировании школьников на выполнение воспитательных целей и задач.
Большую помощь в работе оказывает проведение глубокого анализа характера отношений в классе, диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, уровня воспитанности детей; постоянное наблюдение за эмоциональным состоянием детей и профилактика эмоциональных нарушений; диагностика психологических и педагогических отклонений  в развитии и поведении детей. На каждом этапе работы с детьми, начиная с 2009 года, проводится изучение потенциальных возможностей детей, их интересов, увлечений, сплочённости коллектива, уровня воспитанности и сформированности отдельных умений и навыков посредством анкетирования и тестирования с целью корректировки плана работы с коллективом и личностью. Приложение
Определение изменений отдельных сторон понятийного мышления посредством школьного теста освоенности учащихся и сравнительный анализ данных по годам.
Для выявления уровня школьной мотивации применить тест Филипса
 В 2010-2013 учебных  годах была продолжена  работа с учащимися  по программе воспитательной работы «Мы - будущее России» с учётом возрастных особенностей детей. Работа строилась с учётом всего образовательного процесса школы-интерната №4. Воспитательный процесс ориентирован на личностные сферы: сфера нравственно-эстетического качества и структуры самоуправляющих механизмов личности.  Характер воспитания на этом периоде светский, гуманитарный, валеологический, гибкий. В работе с детьми преобладали следующие виды социально-педагогической деятельности: социализация, педагогическая поддержка, содействие адаптации, коррекция поведенческих отклонений и культурологическая деятельность. Наиболее приемлемыми  методами работы с подростками были творческие, деятельностные, диалогические (интерактивные) методы и методы саморазвития. Формы организации  воспитательной  работы были альтернативные: открытые, клубные, интегративные, индивидуальные. Сотрудничество взрослых и детей, сотворчество стало преобладающим в  подходе к организации работы с классным коллективом. Механизмы воспитания: системная организация воспитания базовых воспитательных процессов, способствующих становлению ребенка как субъекта жизни: жизнетворчество, социализация, культурная идентификация, духовно-нравственное развитие, индивидуализация; механизм  обеспечения самоопределения  ребенка, формирования и обогащения его личностного опыта, опыта социального действия является многообразие пространств и видов деятельности;  механизм субъект-субъектного взаимодействия, основанного на диалоге и сотрудничестве ребенка и взрослого в ходе совместной продуктивной деятельности, основанной на демократических принципах, ориентированной на воспроизводство и совершенствование социально-культурных норм; педагогическая помощь и поддержка.
Компетентность в разработке программ и принятия педагогических решений.

В процессе работы разрабатываю  учебно-методические материалы и алгоритмы организации и проведения занятий с детьми:
-Программа воспитательной работы с учащимися «Мы - будущее России».
-Проект «Поможем себе сами» (Help us themselves) для углубленного изучения английского языка во внеурочное время.
- Индивидуальная программа работы с ребёнком, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
-Приложение к программе «Мы - будущее России» с учётом возрастных изменений детей.
-Программа летнего отдыха детей на 2012 год «Живём интересно».
-Программа летнего отдыха воспитанников на 2013 год «Мы-планетяне», посвящённая году охраны окружающей среды в России.
-Алгоритм проведения самоподготовки с учащимися старших классов.
-Алгоритм проведения занятий в Клубе интеллектуальных игр
-Алгоритм проведения похода  группы учащихся в загородную зону.
-Алгоритм проведения родительского собрания.
-Алгоритм работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
-Разработка индивидуальных маршрутов следования детей от дома к школе и от школы к дому (совместно с родителями обучающихся).
- Алгоритм формулирования и выполнения коррекционно-развивающих задач
В  процессе  своей работы провожу  апробацию  инновационного учебно-методического комплекта:
- Изучение возможности применения диагностики уровня воспитанности школьников по методике Анетько Н.Г.
-Проведение обследования школьников и составление диагностических карт уровня воспитанности по методике Анетько Н.Г.
-Изучение и применение методик проведения  оргдеятельностных игр (Г. П. Щедровицкий),  деятельностного подхода (Д.Дьюи), проектных методов, т.н. "продуктивного  обучения" и кейс-стади.
В свой работе применяю  элементы инновационных технологий:  
1.Личностно-ориентированное воспитание.
2.Информационно-коммуникационные  технологии:
Создание презентаций по проекту «Поможем себе сами».
Выпуск бюллетеней к праздничным датам.
Выпуск буклетов для учащихся младших классов.
Создание микрофильмов с использованием программ Power Point и Pinnackle 12.
Составление фотоколлажей.
3.Технологии  дифференциации и индивидуализации.
4.Технология «Создание ситуации успеха»
5.Технология сотрудничества.
6.Портфолио учащихся.
7.Применение арттерапии, фильмо- и библиотерапии в работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
8.Интерактивные технологии (проведение занятий с использованием технологий интерактивного обучения: ротационные тройки, работа в малых группах, незаконченное предложение, мозговой штурм, суд от своего имени, дискуссии, дебаты, ролевые игры).
9. Гуманно-личностная технология воспитания Ш.А.Амонашвили.
10.Информационно-аналитическое обеспечение воспитательного процесса.
11. Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (О.С.Газман).
12.Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела).
13. Проектные технологии (включение детей в социально- и личностно-значимую деятельность): создание проекта автогородка на территории школы.
14.Технология совместного творческого воспитания. (С.Т. Шацкий). 15.Технология самосовершенствования личности школьника (Г.К.Селевко).
16.Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов, П.Г.Щедровицкий)
17.Занятия с воспитанниками  на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, докладов учащихся.

Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
Постоянно занимаюсь  повышением методического мастерства и технологической компетентности через:
-Курсы  на факультете  переподготовки и повышения квалификации БГПУ по программе «Комплексный проект модернизации региональной системе образования»(2010 год).
-Курсы повышения квалификации  ««Современные подходы к организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»(2012 год).
-Изучение опыта лучших учителей России через журналы «Народное образование», «Инновационные технологии», «Воспитание школьников».
-Знакомство с опытом работы педагогов через Сеть творческих учителей.
-Знакомство с опытом воспитательной  работы учреждений  интернатного типа на семинаре в с. Ивановка в детском доме.
Выступа. с докладами о своей работе: 
-Городской семинар «Современные воспитательные системы».
-Областная регионально-практическая конференция «Дети с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и коррекция».
Городская конференция «Гуманизация системы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья».
Доклад Людмилы Борисовны с областной регионально-практической конференции «Формирование осознанного отношения школьников к процессу активизации своих адаптивных ресурсов» опубликован в книге «Дети с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и коррекция», выпущенной в педагогическом университете в 2012 году.

Компетентность в организации воспитательной деятельности.
 Направляю свою работу на развитие познавательной активности школьников; способствую их участию в конкурсах и конференциях различного уровня. Учащиеся класса активно участвуют в областных, городских и школьных конкурсах, занимают призовые места.
 Анализ уровня успеваемости обучающихся и воспитанников, с которыми работает педагог, показывает хороший уровень обученности школьников-100% успеваемость, из 11 обучающихся -6 детей успевают на «хорошо» и «отлично», три человека имеют по результатам годовой аттестации по две оценки «удовлетворительно». Стараюсь  способствовать созданию условий для повышения качества знаний, для продвижения обучающихся и воспитанников к более высокому уровню самостоятельности на самоподготовке, через занятия клуба интеллектуальных игр,  формирование информационно-коммуникативной культуры школьников и углубленное изучение английского языка
  Анализ уровня воспитанности обучающихся и воспитанников за четыре года (по методике Анетько Н.Г.) показывает рост уровня воспитанности по направлениям
 -«Я и Я»:
2010-2011 год-2,07балла; 2011-2012 - 2,1балла;2012-13 год-2,9 балла;
 - «Я и общество»:2010-2011 год-2,01 балла; 2011-2012 год -2,6 балла; 2012-2013 год-3,2 балла;
 -«Я и семья»:2010-2011 год-2,16 балла; 2011-2012 год-2,7 балла; 2012-2013 год-2,8 балла;
 -«Я и здоровье»:2010-2011 год- 2,3 балла; 2011-2012 год -2,3 балла; 2012-2013 год-2,9 балла;
 -« Я и культура»: 2010-2011 год -2,01 балла; 2011-2012 год- 2,3 балла, 2012-2013 год-3,1 балла. Диагностика в работе воспитателя имеет огромную роль. С её помощью регулирует работу с детьми и их родителями или лицами, их заменяющими. На начало работы с детьми в 2009 году у многих ребят отмечался высокий уровень школьной тревожности. В настоящее время обучающиеся 9 класса обладают хорошими знаниями, умеют свободно общаться, выступать на сцене; владеют социально-бытовыми,  коммуникативными навыками и многое другое.
 Система работы, по которой строю свою работу на протяжении многих лет, даёт положительные результаты. Выпускники прошлых лет закончили различные учебные заведения и работают по специальностям. Выпускники 2009 года учатся: в БГПУ- Соколов Роман , ДальГАУ- Сенков Никита, АМГУ- Никифоров Никита;  Помесячная Т. закончила в 2013году медицинский колледж  г. Благовещенска; политехнический техникум закончили  Айзель Дмитрий и Черемнов Сергей; строительный колледж закончила Кривошеева Ирина; техникум ж\д транспорта закончил Шевцов Стас.
Анализ проделанной работы свидетельствует о правильности выбранного направления в воспитании детей, механизма самоопределения ребёнка, формирования и обогащения его личностного опыта.
 Наиболее значимыми для воспитанников мероприятиями были:
1.Воспитание толерантного отношения к людям, живущих рядом, через проведение образовательно-воспитательных занятий:
-Я среди людей.
-Привычки: хорошие и плохие.
-Нарочно или нечаянно.
-Учусь сочувствовать.
-Конференция по творчеству Д.Лихачёва. «Называться человеком легко, быть им трудно».
 -Участие в месячнике «Спешите делать добро».
- Классный час «Будьте милосердны к старости!».
-Беседа –размышление о смысле жизни, роли человека в становлении своих принципов  «Сосуд ли ты, в котором пустота, или огонь,  мерцающий в сосуде».
-Беседа  о нравственных принципах, на которых основывается жизнь общества «Сколько я могу и хочу прожить. И как прожить».
-Диспут  о красоте человеческой души «Внешний облик – внутренний мир”.
- Классный час  по формированию чувства эмпатии к окружающим «Помогая - мы учимся жить. Создавая - мы учимся жить. Защищая - мы учимся жить, в сердце силу растить!».
- Участие в акции «Открытка ветерану».
- Психологическая беседа с элементами обсуждения проблемных ситуаций из жизни детей «Если друг оказался вдруг» и другие.
-Диспут «Проблемы толерантности в подростковой субкультуре».
Для  формирования гражданско-правовой культуры и национального самосознания школьников проводятся занятия  с использованием  в работе с детьми  трёхкомпонентности в структуре построения патриотического воспитания.
1 компонент – Знание человеком  фактов культуры, истории, которые он воспринимает, как факты, события нашей, своей истории, культуры (Я – знаю!).
-Государственные символы в истории России.
-День народного единства  (изучение истории праздника, выпуск бюллетеней для учащихся младших классов).
- Отчизны  верные  сыны (классный час) .
-Верность, доблесть, отвага и честь –
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть.
Время выбрало Вас! (встреча с воинами, участвовавших в локальных конфликтах и Афганской войне).
-Земляки- ветераны.
-Классный час «В службе - Честь! В законе - Правда!» из истории полиции РФ.
-Классный час «Герои рядом» в память о нашем земляке Иване Маслове.
-Земля Амурская.
- Классный час «Думая о прошлом, живём в настоящем», посвящённый 200-летию Бородинского сражения.
-Беседа о гражданской идентичности.

2 компонент (главный, системообразующий) – положительное отношение к определённым фактам истории  и  культуры
-Мне тебя забыть бы надо, Ленинградскя блокада (литературно-музыкальная композиция).
-  Юрий Гагарин – первый космонавт мира.
-Через тернии –к звёздам! Интеллектуальная игра, посвящённая 50-летию освоения космоса.
- Литературно –музыкальная композиция к 70-летию  победы над немецко-фашистскими войсками в Сталинградской битве (1943) «Эхо той битвы».

- Выпускники школы-интерната №4: взрослая жизнь.
-Земляки - деятели культуры.
-Великий пересмешник (экскурсия к памятнику Л.Гайдаю и классный час о его творчестве).
-Школа любимая наша.( к 45-летию школы-интерната).
-Люблю я город  наш  Свободный! (фотоконкурс).
-  Заслуженные учителя нашей школы (литературно- музыкальный вечер с презентацией).
-«Путешествие по ленте времени» (лекторий по истории города Свободного) к 100-летию со дня основания города.
-Встречи в музее имени П.Комарова с известными людьми города.

3 компонент – деятельный. Это готовность участвовать в деятельности по развитию культуры, жизни в нашей стране (позиция – «Я готов, настроен  действовать на благо нашей страны»).
-Акции по благоустройству территории школы.
-Участие в акции  по благоустройству городского парка.
-Участие в выставках творческих работ ( плакаты и открытки Банного Дениса, созданные в программе фотошоп;  рисунки Сюмак Насти и Барановой Светы; вышивки бисером Сюмак Насти, вышивки лентами Стороженко Марии; концертная деятельность Турковой Наташи).
Правовое воспитание
- Ситуативный практикум  « Права детей – забота государства».
- Правовая игра  «Мой взгляд».
- Каждый правый имеет право (интеллектуальная игра по принципу телепередачи «Сто к одному»).
Данные занятия с детьми воспитывают  гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества; формируют уважение к закону, праву, правам других людей, ответственность за свои поступки; дают ребятам знание моральных и правовых норм; знание истории Отечества, родного края; погружение в социально-значимую дея­тельность; самопознание, самоопределение, самосовершенствование личности.
 В процессе воспитательной работы с учащимися создавались  условия  для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и подростков социально-нормативного жизненного стиля с преобладанием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от употребления табачных изделий. При этом руководствовались принципами  здоровьеформирующего воспитания учащихся: принцип комплексности, учёта индивидуально-возрастных особенностей обучаемых;  соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации учебно-воспитательного процесса, предполагающий нормирование учебной нагрузки, профилактику утомления, обеспечение прочного запоминания, научно обоснованную систему повторения.     Организация подвижных часов, динамических и офтальмологических  пауз на самоподготовке ( по рекомендации врача) с целью коррекции остаточного зрения, снятия физической и эмоциональной утомляемости учащихся; создание комфорта для проживания: подбор цветовой гаммы для оформления спальной комнаты в соответствии с эмоциональным и творческим потенциалом воспитанников (использование одной из форм энергетической терапии -лечение цветом); проведение экскурсий, бесед «Посеешь привычку – пожнешь характер», «Правильное питание или что скрывается за красивой этикеткой», "Компьютерные" боли»;
интеллектуальной  игры по профилактике вредных привычек «Своя игра», диспута  о влиянии сквернословия на психическое и физическое здоровье людей «Вирус сквернословия или можно ли найти лекарство», классный час «Слово лечит» и классный час «Здоровье планеты в наших руках»и
 других способствовали формированию у детей стремления к сохранению и укреплению своего здоровья. Приложение
Совместно с психологом школы  Рыжковой Г.П. проводилась  работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, с использованием для  решения спектра проблем, связанных с внутри- и межличностными  конфликтами,  кризисными  состояниями; невротическими  расстройствами;
обнаружение личностных смыслов через творчество и составлен список литературы и фильмов для каждого ребёнка и конкретного  психического состояния. Ведутся «Дневники индивидуального сопровождения учащихся».
 Большое внимание уделялось воспитанию у детей культуры безопасного взаимодействия учащихся со средой обитания. Использовались следующие направления:
- Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах: 1. Информационная справка о положении с ДДТТ в России.
2. Россия - автомобильная держава.
3. Остановочный путь автомобиля.
4. Безопасность пешеходов.
5. ДТП и их последствия.
6. Организация дорожного движения.
7. Я и дисциплина.
8. Реальная опасность для жизни и здоровья детей в дорожном движении.
9.Веломототранспорт
-Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным: организация экскурсий по городу  с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения.
-Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
- конкурс плакатов  «Чтобы не было беды»;
- ежедневное проведение занятия по БДД  с целью напоминания детям ПДД перед выходом на прогулку или домой «Минутка»,
-Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ. В конце учебного года был проведён  конкурс знатоков ПДД «Путешествие в страну Строгих Правил», в котором победил Банный Денис.
В этом учебном году проводилась работа по созданию условий для организации деятельности школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды  пожаробезопасного  поведения среди учащихся. С этой целью ребята знакомились с основными нормативными документами, регламентирующими правила пожарной безопасности; инженером по   Лёвкиной Н.Н. проводились  инструктажи о правилах пожарной безопасности и поведению в случае возникновения пожара в кабинетах обслуживающего и технического труда, химии, физики, информатики, спальной комнате, изучались  планы эвакуации в случае возникновения ЧС,  проводились практикумы  по эвакуации из различных мест в школе. Учащиеся приняли участие в фотоконкурсе по пожарной безопасности.
 Для  воспитания у детей  способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и действительности была
организована   разнообразная художественно-эстетическая деятельность учащихся, направленная на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Наиболее значимыми для ребят стали классные часы «Внешний вид и манера поведения»,
«Красивое и безобразное в жизни, природе и искусстве»; презентация о творчестве Л.Гайдая к 90-летию со дня рождения «Наш знаменитый земляк»;
«История храма Христа Спасителя»-  урок-лекция с целью воспитания ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского народа и другие мероприятия.
Развитию  организаторских умений, необходимых в трудовой деятельности: целостного  взгляда  на предстоящую деятельность, видение ее важнейших направлений, правильное определение этапов работы, учет ее результата, анализ трудового процесса и грамотное оформление деловой документации;
воспитанию  качеств характера рачительного хозяина-гражданина (бережливости, практичности, хозяйственности); овладение учащимися элементарными навыками экономического анализа, привычками экономии и расчетливости способствовали занятия  «Как распорядится личными доходами»,  беседа-размышление «Знания проложат путь к богатству и обеспеченности»;  мини-лекция «Как организуется производство благ»; практическое занятие « Живые цифры: бюджет школы, бюджет семьи»; устный журнал о правилах использования продуктов и способах их приготовления  «Подготовка к праздничному ужину или как остаться в живых» и другие. Приложение
 Анализ развития класса на данном возрастном этапе показал, что эмоциональные отношения в коллективе  ровные, преобладают взаимопонимание и поддержка, взаимовыручка в трудных ситуациях. Эпизодически возникающие конфликты решались на собрании класса, пути решения проблемы и выхода из сложившихся трудных ситуаций ребята предлагали сами. Учащиеся класса дорожат мнением всего коллектива, глубоко переживают разлады. Следует отметить, что при подготовке различных КТД возникают спорные моменты, каждый отстаивает своё предложение, часто из всех предложенных вариантов собирается неплохой сценарии, к удовольствию всех сторон.
 В классе сложились хорошие традиции: проводить дни именинника, совместные походы в загородную зону, выпуск поздравлений и коллажей к праздникам для одноклассников, участие во всех общешкольных делах и конкурсах с использованием всего потенциала класса для достижения наилучших результатов. Мотивы к участию: активизация и реализация  своих возможностей. Подготовка к конкурсам различного уровня проходит под девизом «Новизна и стремление к совершенству».
  У ребят сложилось уважительное отношение к педагогам школы, они прислушиваются к мнению взрослых. Лиза Ткачёва часто пропускает занятия по болезни; возникают конфликты с мамой. Для них проводятся индивидуальные консультации заместителем директора  по воспитательной работе Радионовой Л.Н., психологом Рыжковой Г.П., врачом Гостевской Л.В. Усатенко Лиза часто проявляет агрессивное отношение к педагогам, медикам, это обуславливается диагнозом её заболевания: нарушение поведенческих функций мозга. В течение года Лиза общается со своими родственниками, что положительно сказывается на её эмоциональном состоянии: она стала спокойнее, не так агрессивно реагирует на замечания взрослых, пытается участвовать во всех классных и общешкольных мероприятиях. Особые трудности возникали с решением проблемы курения.
К началу сентября 2012 года почти все девочки, кроме Жариковой Кати и Турковой Наташи, увлеклись этой вредной привычкой. Очень сложно было решать эту проблему, так как в семьях этих детей все курят.
Проблема с курением у этих девочек решается различными методами воздействия, которые должны привести к осознанию и преодоление барьеров (когнитивных, эмоциональных и поведенческих), препятствующих пониманию необходимости изменения форм собственного поведения. Реализация данной цели тесно связана с уровнем и темпами формирования самосознания личности. Ее способность рассматривать свое психическое «Я» в качества объекта исследования и аутогенного воздействия.
Дети, курящие табак, обычно не осознают свои эмоциональные проявления. Поэтому достаточно сложной задачей для них является аффективное обучение (обучение способности проявлять и осознавать эмоции). Только после того, как человек сможет осознать свои истинные чувства, он приходит к мысли о том, что курение и способы добывания сигарет  мешают ему нормально жить, и может принять решение о необходимости изменения своего поведения в направлении продвижения к здоровью. Следует учитывать особенности формирования процессов мышления в детском и подростковом возрасте. При работе с детьми используется  аргументация, адресованную преимущественно к чувственно-образному,  эмоционально-окрашенному мышлению. И лишь в подростковом возрасте в связи с достаточным развитием понятийного, абстрактного мышления значительный упор можно делать на аргументации, адресованной к разуму (argumentum ad ream).
Когнитивные барьеры мешают ребятам  адекватно осмысливать жизненные ситуации. Они используют арсенал когнитивных уловок, мифов, защитных механизмов, направленных на самообман, создание иллюзорно-компенсаторной субъективной действительности. Им кажется, что они могут контролировать ситуацию, управлять ею. На самом деле реальность другая. Это формирующаяся или уже сформировавшаяся никотинозависимость. Поэтому столь важен процесс преодоления когнитивных барьеров, который приводит к переосмыслению ситуации, к осознанию, что выбранный путь ведет к заболеванию. Для этого проводится активная работа по проведению различных занятий с детьми: тренинги, встречи с врачом-наркологом, который проводит профилактические беседы с курящими детьми. В группе в течении четырёх лет  проводились беседы 
·        Сколько стоит выкуренная сигарета;
·        Курение: мода или стремление показать свою   взрослость?
·        Не погибай по неведению.
·        Человек часто сам себе злейший враг. Цицерон.
Очень важно для учащихся, которые имеют склонность к табакокурению, воздействие социальной среды. Ребёнку, прекратившему употребление табака, необходимо постоянное формирование мотивации на изменение себя и своего взаимоотношения с социальной средой. Такие ребята вовлекаются в активную жизнь класса и школы. Они становятся участниками подготовки и проведения  игры-аукциона «Выбери жизнь!» ;" дискуссиии "Курение или здоровье – выбирайте сами»; публичных чтений  "Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков"; защиты  творческих  проектов "  Здоровый образ жизни "; подготовка дизайн-проекта по проведению конкурса агитбригад  «Скажи сигарете: НЕТ!»   и многое другое. Большое значение имеет организация спортивной и туристической  работы. Походы в любое время года показывают детям преимущества здорового образа жизни. Хорошо способствует отвлечение учащихся от курение подготовка к различным конкурсам. Мы участвуем в различных конкурсах поделок, осваивая при этом различные технологии изготовления. В 2011 году мы освоили технологию росписи по стеклу; в 2012 году - изготовление ваз и панно с использованием природного материала. Работы ребят класса были выставлены в доме народного творчества им.П.Комарова. В 2013 году изучили технологию плетения из газетных трубочек, изготовили композицию из сказки «Маша и медведи», вазу для цветов, корзину, хлебницу и вазу для пасхального набора. Все эти предметы были выставлены в городском краеведческом музее и представлены на выставке в городе Благовещенске, посвящённую 155-летию Амурской области, где город Свободный показывал свои достижения. Следует отметить, что учащиеся так увлекались работой, что им некогда и неохота было тратить время на курение. Очень сложно проводить профилактическую работу после летних каникул, когда дети возврашаются с отдыха, от своих родителей, где зачастую неблагополучные семьи и они предоставлены сами себе. Приходится начинать сначала и искать новые пути решения проблемы.
 Большое внимание уделяю организации самостоятельной деятельности учащихся и системе формирования навыков самостоятельной работы на самоподготовке.
 Такая организационная форма учебного процесса как самоподготовка в режиме школы-интерната является одной из самых ответственных и сложных частей многоуровневой работы воспитателя.
Самоподготовка – это педагогически управляемая самостоятельная познавательная деятельность учащихся, которая органически связана с  уроками образовательными, развивающими и воспитательными целями, содержанием. И внешне, организационно, самоподготовка бывает очень похожа на ситуацию урока. Cтатус воспитателя  повышается за счет углубления, обогащения, а порой и создания специфических воспитательных основ самоподготовки.
Ведущей, доминирующей  функцией самоподготовки (при всем единстве и взаимосвязи всех трех – организующей, направляющей, контролирующей), является  воспитательная функция. Мотивы учения детей, их волю, терпение, аккуратность, умение самостоятельно заниматься умственным трудом и контролировать себя как раз воспитываются. Их нельзя выучить и запомнить со слов учителя.
Следует отметить, что способы организации и виды деятельности учащихся в каждой структурной части самоподготовки значительно совершенствуются от начальной школы к среднему звену, по мере того как развивается уровень сформированности организационной и познавательной самостоятельности школьников. На начальном этапе работы с  учащимися совместно с психологом Рыжковой Г.П. были проведёны определения изменений отдельных сторон понятийного мышления посредством школьного теста освоенности учащихся и проведён тест на определение уровня тревожности у школьников по Филипсу, что помогло в определении индивидуальной работы с каждым обучающимся, помогло наряду с помощью и контролем, повысить уровень учебной мотивации, сгладить страх перед неудачей. Страх перед неудачей сковывает активность учеников, учебный процесс связывается у них в основном с негативными эмоциями. Следовательно, чтобы развивать мотивацию запущенного ученика процессом учения, воспитателю необходимо сначала повысить его социальный статус – поощрять успехи, пусть даже незначительные, а ошибки и неудачи обсуждать наедине.
Все приемы самостоятельной работы по предмету формируются на уроке учителем. На самоподготовке же осуществляется закрепление этих навыков под руководством воспитателя:
·        расширяются и закрепляются знания детей;
·        школьники  тренируются   в применении полученных знаний на практике через организацию интеллектуальных викторин по предметам;
·        создаются  условия для развития памяти, внимания, мышления, речи воспитанников с помощью интеллектуальных и поэтических пятиминуток. Ребята с интересом слушают своих одноклассников; стараются подобрать интересные факты, стихи;
·        на самоподготовке учимся пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке, искать информацию в Интернете;
·        создаются  условия для развития творческих способностей учащихся: ребята создают буклеты по различным темам, информационные бюллетени, сообщения по предметам с красочным оформлением.
На самоподготовке воспитываются  навыки культуры умственного труда, самоконтроля, самоорганизованности, трудолюбия, самостоятельности и прилежания, дисциплинированности;  формируется  положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания учителей;
воспитывается бережное отношение к школьному и личному имуществу.
В отличие от урока воспитатель стремиться создать во время этого режимного момента творческую,  но близкую к домашней, психологическую обстановку. Проводятся динамические и офтальмологические паузы по рекомендации врача –офтальмолога. ( Приложение  Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ). Проведение в начале самоподготовки интеллектуальных разминок, подготовленных воспитателем и учащимися:      
   -метод фокальных объектов;
-набор упражнений для развития памяти у подростков;
- сочинение историй  (развитие вербального интеллекта);
- сочинение фантастических рассказов  (развитие вербального интеллекта);
-  упражнение "Вставить слово"   (развитие вербальной беглости);
-  упражнение "Выражение мысли другими словами"   (формирование умения оперировать словами, точно выражать мысли);
-упражнение "Корректура"   (развитие концентрации внимания); -  упражнение "Лестница понятий" и других способствуют хорошему психологическому настрою и мотивации к получению знаний.
    С целью  формирования ответственности за своё будущее и будущее окружающих близких были проведены следующие мероприятия:
Классный час « Образование и формирование жизненных планов».
Социально-педагогическое занятие «Поговорим по душам».
Классный час "Поговорим о достоинстве".
Эти занятия способствуют воспитанию умения устанавливать приоритеты в учёбе и работе; воспитание чувства ответственности за совершённые действия.
Воспитанию интеллектуальной и коммуникативной культуры подростков способствовали следующие занятия, в подготовке которых участвовали учащиеся:
- Классный час «Самое трудное — мужество повседневного труда. Найди себе идеал этого мужества и постоянно следуй ему». В. А. Сухомлинский.     
- диспут «Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей?»
-устный журнал «Химический состав популярных детских напитков и проблемы здоровья».
Учащиеся повышают свой интеллектуальный уровень, хорошо учатся, участвуют в научно-практических конференциях  в школе; занимаются в клубе краеведов при школьном музее под руководством Султановой О.В.; участвуют в работе кружка юных корреспондентов для приобретения коммуникативных навыков и подготовки  статей в школьную газету «Тёплый дом». В 2011-2012 учебном году мы работали по проекту «Поможем себе сами», который предусматривает расширение знаний по английскому языку и изучение истории англоязычных стран. Не все учащиеся работают по проекту, но кто занимается углубленным изучением языка, тем нравится показывать свои достижения на открытых занятиях, таких как «Великий пересмешник с реки Миссисипи» (о творчестве Марка Твена), «Английская еда» (бинарное занятие с учителем труда Кравченко Л.А.), изготовление красочных буклетов о стране изучаемого языка.     Приложение.
Развитию интеллектуальной и коммуникативной культуры способствуют занятия в клубе интеллектуальных игр «Искорка», которым я руковожу 16 лет. Ребятам нравится заниматься подготовкой и проведением таких познавательных игр для обучающихся разных классов. Особенно интересно проходят итоговые занятия, такие как интеллектуальная дуэль между лидерами клуба Пономарёвым Иваном и Колобовым Юрием; интеллектуальный ринг между воспитателем Березиным И.И. и Пономарёвым И. Пономарёв Иван - незрячий ученик, занимается в клубе с 5 класса, является бессменным лидером.
Воспитание готовности к труду, социально-бытовая ориентировка являются одним из приоритетных направлений воспитательной работы с обучающимися и воспитанниками школы-интерната. Целью работы является  формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности.
Задачи, поставленные перед нами:
• развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
• воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
• вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда,
решались следующим образом.
      1.Проводится  работа  по формированию санитарно-гигиенических навыков. Цель: вооружить учащихся санитарно-гигиеническими знаниями, воспитать убеждённость школьников в выполнении требований и правил гигиенического поведения в труде и в быту.
·        Практическое занятие «Личная гигиена-залог охраны от инфекционных заболеваний».
·        Гигиена труда школьника.
·        Работа по самообслуживанию «Школа – наш дом, мы - хозяева в нем».
·        Практические занятия по уходу за личными вещами.
·        Практические занятия по уходу за шторами, покрывалами, ковровыми дорожками.
·        Средства личной гигиены и косметика.
·        Беседа «Хранение сезонной одежды».
2. Изучение основ потребительского поведения.
Задачи:
-Сформировать установки учащихся относительно их прав и обязанностей как потребителей, познакомить их с существующей в России системой защиты прав потребителей.
-В доступной форме вырабатывать умения и навыки разумного поведения потребителей при покупке товаров, оказании услуги.
Занятия по темам:
·        Наши права. Из истории возникновения потребительского права.
·        Как продаются товары, магазинная торговля, виды магазинов.
·        Анализ моих расходов за неделю.
·        Мой любимый магазин. Что было бы, если бы с товаров исчезли этикетки.  Всегда ли экономия снижает затраты.
·        Этика потребительского поведения.
·        Самозащита потребителя. Куда обратиться за помощью.
·        Проведение занятий по обучению сервировки стола.
·        Банкет-коктейль. Конкурс «Будущая хозяйка».
·        Беседа-размышление «Деньги - наше богатство или зло».
·        Диспут   «О вкусах не спорят, о манерах нужно знать».
  В конце каждого учебного года подводятся  итоги конкурса на лучшего учащегося в отдельных номинациях. Победителями стали:
Номинация «Золотой фонд школы»: Баранова Света, Фёдоров Артём.
Номинация «Навстречу открытиям»: Сюмак Настя.
Номинация «Чемпион года»: Банный Денис.
Номинация  «Добрая душа»: Стороженко Маша.
Номинация «Любимец публики»: Туркова Наташа.
Все ребята класса, за исключением Ищенко И. и Москалёва Н., посещают различные кружки, студии; участвуют в конкурсах различного уровня. Наиболее значимые успехи: дипломы за поделки из природного материала (городской  конкурс), подготовка буклета по ПДД, участие в конкурсе «Созведие» (Стороженко М., Туркова Н., Сюмак Н.), за активное участие в конкурсах рисунков и плакатов класс награждался грамотами и дипломами. спортивные достижения у Банного Д., Стороженко М.,Турковой Н., Барановой С. и многое другое.
  Периодически возникающие негативные проявления в поведении детей объясняются возрастными особенностями. При постоянном контроле со стороны взрослых, умелом и тактичном направлении развитием интересов  подростков, их увлечений и предпочтений они поймут значимость предлагаемой помощи и сделают правильный выбор. С этой целью поддерживается тесный контакт с родителями учащихся, проводятся  информирование  родителей по поводу изменений в сфере   образования, в том числе и в сфере  среднего и высшего образования; используются  ресурсы родителей для создания в школе адекватного возрасту образовательного пространства; родители  вовлекаются в совместную с детьми и педагогами   учебную  и  внеучебную деятельность.
Поставленные цели и задачи выполняются и служат воспитанию детей.